Как создать свою студию с нуля?
Я занимаюсь творческим бизнесом почти 10 лет. За это время накоплен хороший опыт, которым пора поделиться. Недавно меня пригласили провести мастер-класс на фестивале “Da!Fest”. После некоторых раздумий я предложил тему, которую раньше никогда не затрагивал, но которая часто звучит среди вопросов читателей моего блога: “Как создать свою студию с нуля?”. Я подготовил презентацию, набросал тезисы, но за несколько дней до выступления свалился с температурой. В результате, злободневная тема снова осталась нераскрытой. Но нет худа без добра. Благодаря этому случаю у меня появилась идея записать мастер-класс, чтобы, наконец, озвучить свои знания и помочь тем, кто планирует открыть свою студию.
В мастер-классе я затрагиваю такие темы:
. Зачем нужна своя студия?
. Как определить свою роль в студии?
. Классические ошибки новичков.
. Где искать первых клиентов?
. Как совместить бизнес и творчество?
. Простой способ обойти конкурентов.
. Как организовать работу с клиентами?
. Как собрать идеальную команду?
. Главный секрет креативного бизнеса.
Друзья, после того, как Вы познакомитесь с мастер-классом, обязательно напишите свои комментарии. Это позволит мне сделать следующие мастер-классы более интересными и полезными.
Руслан.
Вы сделали отличный мастер-класс, большая часть информации – это уже существующие мои знания о бизнесе и понимание его за последний год.
Теперь осталось убавить поток знаний и начать гораздо больше делать.
Спасибо вам за блог, ваши советы по ведению креативного бизнеса очень ценны.
Владимир, спасибо за отзыв. Вы правы в том, что важно не только знать, но и делать.
Руслан, есть ещё пара вопросов:
Какие системы используете/посоветуете для организации продакшена и продаж?
Например приходят на ум Basecamp для проектов и Мегаплан как crm.
Получаете ли вы ежедневные отчёты о работе студии?
Владимир, мы пробовали Baseqamp и Мегаплан. На Мегаплане работали пару лет. Но потом, когда я начал осознанно уходить от оперативного управления проектами, то эффективность его использования для меня постепенно сошла на нет. Если на проекте есть хороший менеджер, то достаточно отслеживать только основные этапы и ключевые решения. Это можно делать с помощью любого таск-менеджера или календаря.
Для работы с клиентами мы используем amoCRM. Подробнее о приложениях, которые я использую, можно прочитать здесь: http://rukrasnov.ru/post/10apps/
Отчетов о работе студии у нас нет. Смотреть за студией в целом – это как раз моя задача. Но мне не перед кем об этом отчитываться )) Если в офисе случаются какие-то нештатные ситуации, мне сообщает офис-менеджер.
Зато у нас есть ежемесячные отчеты о работе. В конце месяца каждый сотрудник присылает мне отчет, из которого видно, что было сделано за месяц. На основе такого отчета я рассчитываю зарплату. Руководители проектов начисляют зарплату самостоятельно, я только даю подтверждение. Каждый сотрудник ведет учет своих проектов и времени так, как ему удобно.
А как создать коллектив с нуля?
Просто изначально создать фонд зарплаты и нанимать людей?
Мне кажется, что невозможно перескочить через артельный этап или найма фрилансеров под конкретный проект.
Большинство студий начинают с артельного варианта и затем на нем застревают. Мне повезло в том, что на момент открытия студии я хорошо понимал рынок и его потребности, но сам ничего не умел делать. Поэтому мне нужны были не помощники и фрилансеры, а руководители, которые закроют собой целые направления. Я искал таких людей и находил их. Артельщики так не мыслят, они сами ищут помощников и фрилансеров, и только потом понимают, что студия не развивается, потому что некому делегировать управление.
“Один в поле – не воин”.
Возможно, артельный путь развития – одна из причин закрытия своей студии. Честно, думал что лучше меня никто работу не сделает. Затыкал собой все дыры.
Теперь же понимаю, что если есть идея – можно её развивать не имея навыков работы в чем-то.
Отлично систематизировано. Руслан, большое спасибо.
Пожалуйста! Да, я люблю все систематизировать ))
Спасибо,
Жаль что некоторые вопросы не развернуты. За то охвачены почти все стороны проблемы. Вообще это обдна из наиболее системных публикаций.
Андрей, в одном мастер-классе невозможно развернуть все вопросы. По хорошему тут нужна серия мастер-классов. Будет время, сделаю продолжение по отдельным направлениям.
Я бы хотел особо отметить пункт: ОТ УСЛУГИ К ПРОДУКТУ.
Это заставит нас заняться маркетингом, изучать рынок клиента. Мы, творческие специалисты, умеем делать “красоту”. А клиенту нужно решение его проблемы. Вот когда мы запакуем свою “красоту” в продукт с конкретными свойствами, нужными клиенту, тогда он заплатит нам.
И ещё это поможет нам сконцентрироваться на одном.
Как всегда, всё лаконично, по делу, и на основе Вашего реального опыта.
Большое спасибо, Руслан!
Сергей, пожалуйста! Да, Вы правы, что переход от услуги к продукту хорошо форматирует мозги и заставляет задуматься о потребностях клиентов.
Спасибо большое за мастер-класс. Мы как раз находимся на стадии “открытия” правда большая часть информации пока не актуальна, т.к. у нас скорее фриланс-команда с элементами студии). Особенно ценным был совет про превалирование сроков над качеством. Действительно часто сталкивался с мыслью о том, что “клиент подождет немного”, но продукт будет лучше. Сейчас делаем выводы, что лучше научится делать хорошо в поставленный срок, чем отлично, но с опозданием.
Артем, вопрос сроков для фриланса, пожалуй, еще более актуален, чем для студии. Кстати, я думаю, что многие клиенты по той же причине задерживают платежи. Если фрилансер не обязателен в сроках, то клиент позволяет себе быть необязательным в расчетах.
Просто мы одно время работали с моим другом (с которым у нас сейчас импровизированная студия) на человека, который сроки не уважал совсем, и клиенты становились просто невменяемыми…им уже никакое качество не угодит)
Артем, наши выводы совпадают, что говорит об их правдивости.
Ах и самое важное, мне нравится идея продукта, а не услуги, мы собственно решили занять очень узкую нишу и предлагать именно продукт, по относительно фиксированной цене и “стандарте качества”.
Спасибо за мастер-класс, Руслан, снимаю шляпу перед вашей предприимчивостью.
Я был очень удивлен, когда узнал, что вы начинали создавать свою студию с позиции менеджера. В связи с этим у меня возник вопрос как вы осуществляли контроль качества продукта, не являясь специалистом по производственной части? На момент создания студии вы представляли себе как будет работать кухня вашего бизнеса?
Александр, спасибо за высокую оценку моей предприимчивости. Признаться, я более скромного мнения о своих способностях, ведь за 10 лет можно было достигнуть более выдающихся результатов. Что касается контроля качества, то на первых этапах я полагался на свой вкус и на своего партнера, который имеет художественное образование. У нас было очень четкое разделение труда: я отвечал за клиентов, он отвечал за производство. Как будет работать наш бизнес, никто себе не представлял и спросить было не у кого. В то время 3D-графикой в России занимались единицы. Учились на ошибках. Несколько лет я разбирался в тонкостях производства и сейчас представляю себе весь процесс достаточно подробно.
Вообще Вы задали очень хороший вопрос по сути. Отличительная особенность предпринимателя в том, что он не пытается досконально просчитать ситуацию. Чем больше думаешь, тем меньше энергии для действия. Все проблемы нужно решать по ходу. Главное начать делать. И с каждым следующим шагом собственные представления сильно меняются. Когда мы начинали студию, то в голове было совсем не то, что есть сейчас.
Когда вы создавали свою студию вы могли четко ответить на три обозначенных вопроса о клиентах?
Александр, да, конечно, у меня были ответы на эти вопросы. До создания своей студии я 7 лет работал в маркетинговых исследованиях, и поэтому стратегию работы нашей студии выстраивал осознано и последовательно. За 10 лет серьезно поменялись технологии работы, но наше позиционирование осталось неизменным. В общем-то я всегда видел свою главную роль в студии именно в этом – контролировать стратегию, т.е. следить, чтобы мы работали только с теми, кто нам интересен (как в плане клиентов, так и в плане сотрудников). В начале это вызывало сильное сопротивление среды. Особенно когда какой-нибудь новый менеджер приводил клиента, а я объявлял, что мы не будем с ним работать. Но по своему опыту в маркетинге я знал, что через несколько лет это принесет свои плоды. Собственно так и произошло. Сейчас мы занимаем лидирующие позиции в своей нише (если брать Россию). И это при том, что нас всего 15 человек и мы не тратим деньги на рекламу и продвижение. Концентрация и еще раз концентрация. Это единственная стратегия для небольшой студии. Подробнее об этом я пишу здесь: http://rukrasnov.ru/post/business-model/
Спасибо . Лаконично , конструктивно , доходчиво .
Виталий, спасибо и Вам за отзыв.
Спасибо! “Услуга в продукт” меня тоже покорила))) Жду продолжения серии мастер-классов)
Анастасия, буду продолжать по мере сил.
Все вроде верно, но подача материала скучна, до конца досмотреть так и не смог.
Дмитрий, в этом мастер-классе моя задача состояла не в том, чтобы развлечь, а в том, чтобы структурировать информацию. Я специально выбрал такой формат и специально не стал выкладывать мастер-класс на youtube, поскольку хочу, чтобы слушатель предпринял какие-то усилия и сосредоточился. В интернете полно воодушевляющих роликов, где почти нет никакой конкретики. Мне же хочется дать не мотивацию, а инструкцию, которой мне самому так не хватало на первых этапах создания бизнеса.
РУслан, я бы на вашем месте в описании всё-таки уточнил, что именно вы подразумеваете под словом «студия». Потому что те, кто приходит сюда впервые или с поисковиков (как я, например) не сразу могут въехать, о чём, собственно, идёт речь. Ведь студии бывают разные: есть видео-фотостудии, есть студии звукозаписи, есть модельные студии, есть веб-студии, даже в недвижимости есть студии (как тип жилья). Поэтому, если хотите именно целевых клиентов – уточните, о какой студии идёт речь
Антон, речь обо всех вариантах, которые Вы перечислили: видео- и фото- студиях, студиях звукозаписи, модельных студиях и веб-студиях. К этому списку можно добавить: студии визуализации, архитектурные студии, дизайн студии, студии 3D-графики, студии промышленного дизайна и т.п. Принципы построения студийного бизнеса не зависят от направления деятельности.
Руслан, спасибо за замечательный мастер-класс! Насчет студии визуалок абсолютно с Вами согласен. Но что касается архитекторов… мне кажется, большинство архитектурных студий работают скорее по принципу артели, если не всегда, то очень долгое время: пока руководитель бюро не состарится и , к примеру, не решит продать бизнес. Многие из известных архитекторов предпочитают творить так долго, насколько это возможно. Профессионалы, имеющие бизнес, приносящий многомилионные доходы, врубаются в проект на все 100, – это натуральная артель, они работают, и чрезвычайно успешны. Они курируют творческие вопросы, часто делают чертежи сами. Хотя, оговорюсь, что если бы они этого не делали, ничего в бюро не изменилось бы. Потому что бизнес выстроен и способен существовать какое-то время и без них.
Лишь звезды превращаются в 100% менеджеров, когда количество заказов зашкаливает: Заха и Фостер точно знаю – уже давно лично ничего не генерят – но они скорее исключения. Думаю, что необязательно модель артели – путь к застою и потере заказчиков. Очень часто творец не может до конца превратиться в управленца, потому что не хочет. Это вопрос предрасположенности или даже страсти к творчеству. Вот Вы работаете с Явейном. Мне кажется, он очень творческий человек и никогда не перестанет им быть, несмотря на его замечательно развивающийся бизнес. Это не так?
Дмитрий, спасибо за отзыв. Но Вы не совсем верно развиваете мою мысль. Дело в том, что я не призываю творцов становится менеджерами, я говорю только о том, что нужно разделять творчество и бизнес. И тут важно определиться со своей ролью. Например, можно найти управленца, который будет заниматься бизнесом, не отрывая архитектора от творческих задач. И тут Никита Игоревич Явейн как раз является хорошим примером. Обратите внимание, что он является главным архитектором в студии, но все коммерческие вопросы решает его генеральный директор.
Руслан, спасибо за информацию! А это скорее правило или исключение из правил? В том то и дело, что у руководителей архитектурных студий роль зачастую смешанная; и творчество, и бизнес часто тесно переплетены друг с другом. И творцы, если успешны, иногда вынуждены сами становиться управленцами.
Бюро, в котором мне довелось работать, не имело менеджера проектов целых 8 лет. При этом в бюро работало на тот момент более 30 сотрудников и оно осваивало заказы на 10-15 млн евро в год в качестве гонораров. Неуспехом или провалом это назвать трудно. Однако партнеры этого бюро тянули на себе всю работу – и творческую и управленческую. И я знаю еще более 50 подобных бюро без генеральных директоров и менеджерских отделов. Может это специфика Германии? Здесь практически все так работают очень долгое время, пока не раскрутятся. Понятно, в России с заказчиками вести дела гораздо труднее. Но ведь идет разговор о начале бизнеса. Думаю, что у всех без исключения архитектурных студий, открывшихся 10-15 лет назад, коммерческих директоров поначалу не было. Или у Вас другая информация? И без коммерческих директоров бизнес лучше не начинать?
Дмитрий, мой мастер-класс основан на личном опыте. Поэтому правила здесь утверждать не возьмусь. Мне кажется, что разделение труда на творчество и управление более эффективно. Но возможно, что здесь играет роль специфика страны, архитектурной отрасли в целом, плюс личные качества руководителя и его цели. Например, я не хотел бы ограничивать свою жизнь только студией, поэтому делаю шаги в сторону автоматизации и высвобождения личного времени. Мне нравится самостоятельно работающая система так же, как архитектору нравится законченное здание.
Да, честно говоря, мне Ваш опыт нравится гораздо больше, и считаю, что Вы правы. Я только хотел отметить, что в реальности бывает по-разному, и все системы так или иначе работают.
Спасибо за мастер-класс. Все интересно и познавательно, но у меня возникает вопрос. У вас поиск команды поставлен на последнее место, а мне кажется, что это одна из главных проблем, найти людей, которые хорошо и ответственно будут выполнять свою работу. И еще вопрос как искать людей на начальном этапе, когда у тебя в общем-то нет денег для того, чтобы им заплатить или нужно искать под отдельный проект? Расскажите как у вас на начальном этапе было с поиском сотрудников.
Антон, Ваш вопрос понятен, но Вы сами же на него и отвечаете. Вы пишите, что самое главное – это собрать команду. А затем спрашиваете, где взять деньги для того, чтобы заплатить сотрудникам? Получается, что вопрос, где взять деньги, более важен, чем вопрос, где взять сотрудников. Я уверен в том, что при наличии интересных и выгодных заказов найти исполнителей не составит труда. Именно поэтому основную часть мастер-класса я рассказываю о работе с заказчиками. Хуже, когда есть хорошая команда, но нет заказов. Я знаю по собственному опыту, что отсутствие денег очень быстро разлагает любой творческий коллектив.
Теперь, как это было у меня. Первый год у нас работало только два сотрудника – это я и мой партнер. Все остальные приглашались под конкретные проекты. Потом сформировалась какая-то постоянная команда. Первый офис появился через три года. К этому времени мы пообщались практически со всеми доступными специалистами, которые работают в нашей теме. Многих смогли заинтересовать и сейчас они работают с нами в команде или на аутсорсе. В любом случае нужно быть готовым к тому, что придется провести сотни встреч и переговоров, чтобы найти тех, кто Вам действительно подходит.
Руслан, спасибо за подробный ответ. Вы правы, что хорошие, интересные и выгодные заказы более важны, чем вопрос нахождения сотрудников. Но у меня всегда возникает страх перед тем, что вот есть очень хороший выгодный заказ со свими определенными сроками и хотелось бы отдать его другому человеку или фирме, но ты в них не уверен, так как еще не работал с этими людьми и они могут подвести, сорвать сроки, тем самым подставив тебя перед заказчиком. У меня был такой негативный опыт пару раз, очень неприятно – вроде не ты виноват, но заказали тебе и подвел получается ты. Конечно, хорошо когда есть проверенные люди, которым смело можно доверить работу, но скорее всего, как вы и говорите, нужно провести сотни встреч и переговоров, чтобы найти тех, кто подходит. Поэтому тут палка о двух концах: всегда хорошо, когда изначально есть проверенные люди, которым можно отдать хороший заказ если он появится :)
Руслан, большущая вам благодарность за мк, с помощью которого я осознал, что из меня получается более качественный “дирижер”, чем исполнитель )
Рома, спасибо за отзыв. Хороших “дирижеров” всегда не хватает, поэтому желаю Вам успехов на этом пути.
Руслан, спасибо большое за мастер-класс. Много нужной и интересной информации узнала для себя. У меня один вопрос к вам: как вы относитесь к варианту создания семейного бизнеса (допустим на старте, один из супругов занимается поиском заказчиков, пиаром и финансами, второй же реализацией проектов)? Знаете ли успешные примеры? Спасибо!
Спасибо за честность, четкость и краткость! Помогает спуститься с небес на землю.
Да, заземлиться иногда полезно )
Огромное спасибо,мое представление по такому роду развития и подходу к делу,а именно с творческого взгляда,честно признаться было почти на оборот,))) очень прямая,и Свободная система реализации творческих идей!!!
Да, креативные специалисты часто мыслят о бизнесе ровно наоборот, чем он есть на самом деле. Поэтому и получается так, что работают “творцы”, а сливки снимают “эффективные менеджеры” ))
Руслан, огроменное вам спасибо! О вас узнал случайно, из-за перепалки с FilmEffect`ом. И как же я рад, что наткнулся на вас. Ваши идеи, принципы, видение творческого бизнеса сильно перекликаются с моими. Я уже подумал, что в Петербурге нет студий, на которые можно было бы равняться, за которыми стоит сильный и здравомыслящий руководитель. Обязательно теперь буду следить за вашим блогом и работой вашей студии.
Из этого мастер класса подчеркнул для себя в очередной раз – категорическую важность своего правильного позиционирования перед клиентом. И три вопроса на которые нужно ответить – самые важные в нашем бизнесе.
И мне очень понравились ваши мысли на тему борьбы с клиентами. Подписываюсь под каждым словом!
Успехов! И выпускайте больше видео)
Михаил, спасибо за отзыв. У Вас симпатичный сайт. Заходите при случае к нам на студию, пообщаемся, может быть, появятся совместные проекты. Мы всю видеосъемку отлаем на аутсорс. Мои контакты есть на сайте: http://www.realred.ru/RED_contact.php
Посмотрел мастер-класс и сразу ответил для себя не только на те вопросы, которые задавал себе, но и на те, что в голову еще не пришли. Мы – молодая, пока команда, не студия, но стремимся к ее созданию. Наиболее актуальной проблемой стал поиск заказов. На сегодняшний день существует небольшой поток, исходящий от меня, но он крайне мал. Можете ли вы рассказать по-подробнее об этой проблеме или порекомендовать каки-то материалы для изучения?
Виктор, спасибо за отзыв. По теме поиска клиентов могу порекомендовать две книги, которые подходят к этой проблеме с разных сторон:
1. Константин Бакшт. “Построение отдела продаж: с нуля до максимальных результатов”.
2. Леонид Бугаев. “Мобильный нетворкинг. Как рождаются деловые связи”
Почитайте и решите, какой подход Вам ближе. В нашем случае на первых этапах работал именно метод нетворкинга.
Руслан, большое спасибо за этот мастер-класс и за всю информацию на Вашем чудесном сайте! Перечитываю, адаптирую и нахожу все новые решения для своих целей и задач. Узнала о Вас от Леонида Бугаева. Проходила у него один из первых max эффективный мастер класс.
Руслан, добрый день! Действительно могу назвать этот сюжет мастер-классом. Все изложено кратко и по делу. Новичкам – полезно узнать многие фишки, чтобы составить план действий по открытию бизнеса (не только студии). А тем, кто уже что-то делает он поможет систематизировать, еще раз отложить в голове, и, возможно, найти что-то новенькое для себя и сделать работу над ошибками. Большое спасибо, с удовольствием послушал!
Николай, спасибо и Вам за отзыв!
Руслан, большое спасибо за информацию! Вы очень доходчиво донесли все важные моменты. Очень понравились конкретика, примеры, выводы. Вы рассказываете ещё и то, как делать не стоит. Много книг об успехе, но мало кто затрагивает обратное и предупреждает о рисках. Хотя мне кажется, именно знание этих рисков определяет успех, мотивирует реально оценивать ситуацию.
Спасибо, Руслан, за мастер-класс. Несмотря на то что, хочу открыть студию иного плана, тем не менее – все вами сказанное – это и есть киты, на которых должна выстраиваться бизнес- система, независимо от его характера. Аудио-ведение мастер-класса приятно слуху. Без воды, собственного хвастовства, только конкретика.Принимаю это как уважение к интересующемуся лицу, поскольку ему действительно не интересно как начинали ВЫ, ему важно понять, как начать ЕМУ. Вы дали ответ.Еще раз спасибо.
Спасибо за систематизацию своего опыта! Нахожусь в переходной стадии между фрилансом и бизнесом, поэтому мастер-класс пришелся впору – он сформировал сразу несколько новых тем, которые пока не продуманы…
Руслан, спасибо за ценные советы. Только концентрация на главном.
Очень конструктивно, грамотно сформулировано и подано.Вы большой молодец!
Я фрилансер и бывший наемный. Есть ли шансы у моей студии корпоративного брендинга global ID?)
Ольга, шансы всегда есть. Все зависит только от Вас.
Очень полезный мастер-класс. Большое спасибо.
На многие проблемы в своем бизнесе (фрилансе) взглянул по-новому.
Руслан, здравствуйте ! Увидел ваше видео в новостной ленте. Решил посмотреть – послушать. Без особых ожиданий. В начале мне показалось, что это очередной бизнес тренинг, каких множество в сети. Суть всех этих тренингов – “слушаешь, вдохновляешься, понимаешь, пытаешься даже что-то делать”, проходит время – забыл. Это как “топливо” для позитивного мышления, не более. Пока “заряжен” – двигаешься, как только столкнулся с какой-нибудь заморочкой в работе – встал. Так вот, на 37 минуте вашего видео я слышу то, от чего у меня “мураши” по коже. Такое ощущение, что мы знакомы и вы говорите про меня ! Да, именно так. Когда я создавал свой бизнес, я опирался на принципы артели. Всех сотрудников, которых я приглашал к себе я всегда воспринимал именно, как моих помощников, как вы точно подметили “карандаши” ). И думал, что это нормально. Но теперь, спустя годы, неоднократно обанкротившись, ничего не добившись в жизни, кроме шишек, я понимаю, что так бизнес строить нельзя. После этого момента в вашем видео, я стал впитывать каждое слово как губка. Но остался вопрос. Как ? Как замотивировать людей на то, чтобы заработала схема “стрелки внутрь” ? Я стараюсь порой не вмешиваться в процесс. Бывает, что заказ проходит без моего участия. Но после какого-нибудь “косяка” заказ становится невыгодным и неинтересным. Приходится вкладывать деньги, чтобы завершить работу. Во избежании подобных моментов я вынужден контролировать каждый этап. И опять начинаются указания с моей стороны. И опять я растрачиваю свою энергию. Даже если вы не ответите, я все равно, благодарю вас за “мурашки” )))
Радик, спасибо за отзыв! Чтобы решить Ваш вопрос нужно начинать с самого начала, а именно, сразу нанимать людей, которые делают свою работу лучше, чем её делаете Вы сами. Найти толковых людей непросто, но на это стоит потратить время. Также нужно не бояться увольнять тех людей, которые не справляются.
Дальше нужно выстроить систему финансовой мотивации от результата. Нет результата – нет оплаты. Есть результат – есть оплата. Тот, кто не захочет или не сможет работать в этой системе, уйдут сами, даже увольнять не придется.
Дальше нужно всячески поощрять инициативу и успехи людей. Это можно делать деньгами, похвалой, интересными задачами. При этом поощрение всегда должно быть публичным, чтобы все это видели. А вот увольнять и критиковать, нужно только лично.
И важно поработать над собой. Нужна привычка при появлении любой задачи или проблемы в бизнесе первым делом думать не “КАК её решить”, а “КТО её решит”. Чтобы развивать бизнес руками других людей нужна тренировка. Просто, когда Вы все решаете и разруливаете сами, то тренируете в себе не тот навык, который необходим для руководителя. Как-то так.
Руслан, ваш ответ стоит дорогого. Чувствуется опыт в ваших словах. Я благодарю вас и ситуацию, побудившую меня найти вас.
Конструктивно, информативно, доходчиво, полезно )
Спасибо!
Очень здоровское видео!)
Подчерпнул много полезного, прямо сейчас выпишу список действий на основе этого видео, которые внедрю и выведу студию на новый уровень.
Здравствуйте, Руслан! Огромное спасибо за то, что Вы делаете. Несколько лет назад узнала о Вас. Как-то видела в Охта-молле))) Было приятно увидеть живого человека)))
Хотела сказать Вам, что некоторые ключевые моменты мк оказались для меня поворотными, потому что изменили мои взгляды. Не знаю, нужна ли мне фирма или студия – возможно, идеально для меня будет остановиться на фрилансе и развивать его (я художник), однако, и для фрилансера полезного много. Особенно когда человек вообще зарабатывать не очень умеет, а без этого невозможна реализация проектов, которые сидят внутри и не дают покоя, хотят вырваться в мир и состояться)
Милена, спасибо за отзыв! Согласен, что бизнес – это не для всех. И я говорю об этом в самом начале. Мастер-класс – лишь повод взглянуть на ситуацию шире и, возможно, найти что-то полезное для себя. До новых встреч в Охта-молле ))
Здравствуйте Руслан,
Хотел Вас спросить,вот на пример у меня есть интересный и очень выгодный проект и это стало бы скорей даже брендом но не знаю как быть дальше потому что дизайнерский Патент стоит тысячи евро а показывать
модель этого здания строительным фирмам рискованно? подскажите как можно продать этот проект без риска воровства идеи. Буду рад созвонится и объяснить подробнее телефонный Номер укажу в почте. с уважением Игорь
Класс !! Спасибо, так ясно и лаконично. И действительно, всё то в чём я только догадывался !! Просто убрал все мои сомнения ! Теперь можно смелее двигаться в своём проекте.
Большое спасибо за мастер-класс. Проживаю и работаю в Европе, жаль, что здесь для русскоязычных, как для иностранцев, вообще не работают те принципы, схемы и критерии о которых Вы рассказываете.